Статья 21314

Название статьи

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ СЛОЖНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ С ПОМОЩЬЮ ПЭВМ

Авторы

Майер Роберт Валерьевич, Заслуженный деятель науки Удмуртской республики; доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и дидактики физики, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25), robert_maier@mail.ru

Индекс УДК

372.853

Аннотация

Актуальность и цели. Создание новых учебников и учебных пособий по физике требует совершенствования объективных методов контент-анализа, определения информативности и сложности текста. Цель работы – выявить наиболее важные характеристики учебного физического текста, разработать и апробировать методику измерения количества различных видов информации в текстах и ее сложности с помощью компьютера.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач создана компьютерная программа, которая анализирует текст и, используя словарь-тезаурус, подсчитывает частоты упоминания различных физических и математических терминов в текстовом файле, а также учитывает их сложность. Эксперт определяет количество математических символов и оценивается сложность формул. Исходя из этих данных, программа рассчитывает объем и сложность эмпирической, теоретической, математической и общенаучной информации, объем научной информации, суммарный объем параграфа, долю научной информации, удельное количество Э-, Т-, М-знаний. Также создается профиль текста, состоящий из вектора наиболее часто встречающихся слов и вектора частот. Результаты записываются в текстовый файл.
Результаты. Разработанная методика была апробирована для измерения количества различных видов информации и ее сложности в четырех параграфах из вузовского учебника и одного параграфа из школьного учебника физики. Были определены сложность и объем эмпирической, теоретической, математической и общенаучной информации, объем научной информации, суммарный объем параграфа, доля научной информации, удельное количество Э-, Т-, М-знаний. Полученные результаты позволили осуществить сравнительный анализ анализируемых учебных текстов.
Выводы. Установлено следующее: 1) предложенный метод действительно позволяет измерить количество различных видов информации в учебном тек- сте и ее сложность; 2) пять учебных текстов, подвергнутые анализу, сильно отличаются по количеству эмпирической и математической информации, поэтому эти две характеристики должны учитываться при классификации учебных текстов.

Ключевые слова

дидактика физики, контент-анализ, учебник, количество информации, эмпирические и теоретические знания. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Беспалько, В. П. Теория учеоника: Дидактический аспект/В.П.Беспалько.-М.:Педагогика,1983. -160 с.
2. Ми к к, Я. А. Оптимизация сложности учебного текста: В помошь авторам и редакторам / Я. А. Микк. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
3. Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ : моногр. / Л. Я. Аверьянов. - М. : РГИУ, 2007. - 286 с.
4. Желе зо в с кии, Б. Е. Исследование информационной емкости учебника физики 9 класса / Б. Е. Железовский, Ф. А. Белов // Психология, социология, педагогика.-2011,-№ 8.-С. 16-20.
5. Железовский, Б. Е. Сравнительный анализ информационной емкости различных учебников физики / Б. Е. Железовский. Ф. А. Белов // Психология, социология, педагогика.—2011.—№ 7.—С. 13-20.
6. Манер, Р. В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике / Р. В. Майер. - Глазов : 11 ПИ, 1996. - 132 с.
7. Манер, Р. В. Определение уровня абстрактности, сложности и информативности различных тем школьного учебника физики / Р. В. Майер // Стандарты и мониторинг в образовании.-2013.-Т.6,вып. 1.
8. Трофимова, Т. И. Курс физики : учеб. пособие для вузов / Т. И. Трофимова. – М. : Высшая школа, 2001. – 542 с.
9. Мякишев, Г. Я. Физика : учеб. для 11 классов общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. – М. : Просвещение, 2004. – 336 с.

 

Дата создания: 28.01.2015 16:00
Дата обновления: 29.01.2015 18:31